Удовольствие и наслаждение

Христианская мораль приучила современных людей к мысли о противоположности праведного и приятного.

Для того чтобы быть добродетельным, человек должен перебороть страсти своего греховного тела, отказаться от них в пользу неприятного, но высокого и нравственного образа жизни. Чтобы помочь ему сделать верный выбор, христианство, как и другие религии, разработало целый арсенал специальных психологических средств, позволяющих управлять поведением человека, вызывая у него чувства страха и вины. А как же иначе, если быть добродетельным неприятно…

1.Рафинированное выражение эта установка получила в этике Канта, утверждавшего, что нравственные поступки совершаются исключительно из чувства долга, если же они доставляют удовольствие, то даже будучи хорошими, не являются нравственными (поскольку неясно, поступил бы человек так же, если бы это было ему неприятно). Поэтому образованные люди руководствуются при принятии решений чувством долга, а необразованным нужна вера в Бога, точнее, в то, что неприятные для них поступки будут иметь приятные последствия, по крайней мере, в загробной жизни, а баловни судьбы после смерти испытают горечь страданий. Иной гармонии эта логика не предусматривает Горечь страданий. Иной гармонии эта логика не предусматривает. 

2.У Сократа и его великого ученика Платона этого привычного противопоставления нет. Выбор есть, но это не выбор между нравственным и приятным. Несмотря на апелляцию к божественным идеям, Сократ исходит из интересов отдельного человека Стремление людей к счастью, с его точки зрения, не только естественно, но и ведет к благу. Ведь желая себе добра, ни один человек не выберет зла, т. е. того, что приносит страдания. Вместе с тем в полемике с Протагором и другими софистами он показывает, что этот выбор не является непосредственным..  Анализ показывает, что удовольствие в конечном счете совпадает с благочестием. Желая счастья, люди стремятся прожить жизнь приятно и без скорбей. Поэтому утверждение, «будто нередко человек, зная, что зло есть зло, и имея возможность его не совершать, все-таки совершает его, влекомый и оглушенный наслаждениями, и будто он, зная благо, не хочет творить его, ради мимолетных наслаждений, пересиленный ими» [, Сократ называет смешным. Люди ведут себя неправедно и страдают от этого, потому что не дают себе труда поразмыслить о последствиях своих поступков, действуют, руководствуясь расхожими предрассудками, привычкой, ленью. Невежество – вот главный враг счастья. А значит, для того, чтобы жить приятно, нужно знать, что есть благо, а что зло, уметь сравнивать сиюминутное удовольствие с его последствиями, выбирать наилучшее и т. п., – словом, быть образованным, гармонично развитым человеком – калокагатосом. То, что человек, как и любое живое существо, стремится к приятным предметам и занятиям и избегает или боится неприятных, – факт совершенно банальный и очевидный не только для психологов. Более того, стремясь к удовольствию, человек в состоянии переносить довольно долгие периоды неудовольствия, заниматься малоприятными для него вещами. Удовольствие выполняет очень важную для всего человечества и для каждого его члена функцию управления деятельностью, оно управляет активностью человека, заставляет жить и изменяться, приспосабливаясь к физическому и социальному окружению. Удовольствие не безгранично и имеет неприятное свойство угасать с течением времени.

Для того чтобы наслаждаться жизнью, человек вынужден менять объекты удовольствия, а это удается ему, если он обладает способностью получать удовольствие от множества вещей (стимулов удовольствия) или отдельных качеств этих вещей, от собственных действий и их результатов. Само же наслаждение результируется из множества повседневных удовольствий. Далее по тексту два термина – «удовольствие» и «наслаждение» мы будем использовать как синонимы, подразумевая, что способность к наслаждению является более обобщенной и генерализованной поведенческой характеристикой. С индивидуальной точки зрения именно удовольствие позволяет человеку различать позитивные и негативные чувства, при участии разума (но на основе прошлого или будущего удовольствия) осуществляется выбор и оценка поведенческих альтернативЧто дает нам удовольствие, наслаждение:•Наслаждение лечитС давних пор известно, что позитивные эмоции, удовольствие и хорошее настроение как минимум способствуют быстрому выздоровлению соматических и психических больных, а иногда сами по себе становятся признаком здоровья. Весь опыт использования асимптоматической психотерапии свидетельствует о том, что переориентация внимания человека с болезненных событий и явлений на события и явления, доставляющие удовольствие, ведет к улучшению здоровья. Концентрация внимания не на симптоме, а на альтернативных приятных объектах в большинстве случаев существенно улучшает самочувствие клиентов. Тщательно проверено и обосновано также применение эутимного подхода в лечении психиатрических заболеваний, причем не только депрессивных и фобических расстройств (Kopenhofer, Lutz, 1984), но и такого сложного в отношении терапии заболевания, как шизофрения. 

•Наслаждение защищает от неприятностей. Помимо позитивного влияния на здоровье при наличии болезненных симптомов, способность получать удовольствие имеет большое профилактическое значение. Люди, чье внимание сосредоточено на позитивном, меньше реагируют на болезненные стимулы и, соответственно, оказываются в большей степени защищенными от их воздействия. Да и сами неприятности с ними происходят реже. Наше восприятие очень тесно связано с нашими действиями. Образно, в деталях представив себе неприятность, сосредоточив внимание на ее сигналах, мы повышаем вероятность того, что неприятность случится в реальности. И наоборот: вообразив себе удовольствие, мы способствуем осуществлению этого удовольствия в реальной жизни. Купив новые туфли на шпильке, девушка может просто наслаждаться вниманием юношей и получать от этого удовольствие. А может сосредоточиться на мысли о том, как бы не угодить тонким каблуком в водосточную решетку и не сломать его, спускаясь по лестнице. В первом случае она получит внимание, во втором – сломанный каблук. Люди, которые верят в себя, часто переоценивают вероятность успеха в делах, но такая переоценка шансов на успех приводит к тому, что они чаще добиваются успеха. 

•Люди в хорошем настроении большего достигают в жизни. Ни для кого не секрет, что человек в хорошем настроении лучше работает и достигает больших успехов. Получая удовольствие от успешной и продуктивной работы, такие люди берутся за выполнение все более сложных задач и выполняют их, получая новые поводы для удовольствия. 

•Способность наслаждаться улучшает межличностные отношения. Разделенное наслаждение – наслаждение вдвойне, поэтому часто в столь приятное занятие вовлекаются и окружающие, что ведет к росту взаимной симпатии в кругу людей, способных получать удовольствие от жизни.

Но, к сожалению, существует немало помех на пути к счастливой жизни. Всем известны люди, одно присутствие которых оживляет компанию, вносит динамику и заставляет время течь быстрее. Эти люди умеют наслаждаться компанией и жизнью. Всем также известны мрачные типы, от которых веет холодом, подозрительные и холодные, способные убить веселье в любой компании. Этим людям имеет смысл поучиться веселью

. •Злоупотребление субстанцией. Часто стремление к накоплению некоторого количества объектов наслаждения приводит к тому, что целые годы тратятся на переселение из коммунальной квартиры в четырехкомнатную улучшенной планировки. И уже в этой четырехкомнатной квартире семья с ностальгией вспоминает о счастливой жизни в подвальной коммуналке. Стремление к количеству объектов наслаждения часто снижает качество наслаждения. Большие деньги означают большие заботы, которые не всегда дают возможность насладиться этими деньгами. Радость обладания имеет тот недостаток, что наслаждение оказывается в полной зависимости от состояния объекта наслаждения (субстанции). Человек мечтает о машине последней модели и получает кратковременное удовольствие в первые минуты обладания ею (а иногда и этого нет). Но в момент продажи цена машины падает сразу на треть (ее невозможно продать даже за те деньги, которые за нее уплачены), и в этот же момент машина (а вместе с ней и удовольствие) начинает портиться. Владелец машины замечает никому не видимые царапины, грязь на капоте, перебои в работе мотора, и машина из объекта наслаждения превращается в объект забот и страданий. Реклама умело подбрасывает человеку, страдающему от злоупотребления субстанцией, новую, еще более вожделенную и желанную мечту, которая становится новой целью, но неизбежно теряет это значение в момент достижения.

 Простая мысль о том, что наслаждение – внутри нас и зависит только от значения, которое мы сами приписываем тем или иным объектам, таким людям даже не приходит в голову. Постоянное сравнение себя с более «счастливыми» обладателями и потребителями•Там хорошо, где нас нет. Раньше было лучше.Отсутствие навыков наслаждения часто приводит к тому, что человек начинает приписывать вину за свои страдания характеристикам окружающей его физической среды. Он считает, например, что родился и живет не в свое время и не в той стране, где для него возможно наслаждение. Опыт психологов, работающих с иммигрантами, достигшими своей цели и переселившимися в другую страну, зачастую свидетельствует о том, что эти люди все свои проблемы привезли с собой. Возможно, это подтолкнет их к тому, чтобы научиться наслаждаться своей собственной жизнью. Если этого не произойдет, то идея относительно того, что «хорошо там, где нас нет», заставит их двинуться дальше, меняя города и страны. Что касается путешествий во времени, то здесь помимо психологических существуют и вполне объективные трудности.

. •ПЕРФЕКЦИОНИЗМ — Стремление всегда быть первым, во всем преуспеть и быть впереди всех способно испортить жизнь кому угодно. Мы не будем здесь подробно останавливаться на механизмах, которые неизбежно приводят перфекционистов к психологическому краху, отметим лишь, что при всей ценности возвышенных устремлений иногда они продуцируют такие не самые приятные чувства, как зависть, ревность, чувства неудачника. Точнее, рано или поздно перфекционизм неизбежно приводит к этим чувствам. •ПОТРЕБИТЕЛЬСТВО.

Ну и наконец, навязчиво культивируемая обществом потребления страсть к приобретению и потреблению также может быть отнесена к помехам наслаждению. Жесткое увязывание наслаждения с обладанием, безусловно выгодное производителям товаров, только на первый взгляд кажется неоспоримой истиной. Есть ли люди, радость которых не привязана к обладанию (квартирами, машинами, красавицами, одеждой)? Безусловно, есть. Они научились наслаждаться жизнью. Чтобы быть абсолютно честным, здесь нужно сослаться на данные многочисленных исследований, из которых следует: чем больше доходы, тем меньше возникает забот, прямо связанных с поддержанием жизни, с комфортным существованием. Люди с высокими доходами обычно более довольны жизнью и открывающимися перед ними перспективами. Человеку, у которого много денег, доступно большее. Люди с деньгами реже бывают одиноки, у них обычно больше друзей. Но большие деньги в нашей стране одновременно означают и большие заботы, и большую опасность. Часто с увеличением доходов рушится прежняя дружба, куда-то уходит любовь. Нет прямой связи между деньгами и счастьем. И вряд ли кто всерьез будет утверждать, что за деньги покупаются теплые человеческие отношения и что он знает магазин, где продают счастье. Мы же сами склонны думать, что привычка покупать скорее мешает, чем помогает наслаждаться.

 •НЕКОТОРЫЕ ОПАСНОСТИ, СВЯЗАННЫЕ С НАСЛАЖДЕНИЕМ Нельзя обойти вниманием и некоторые опасности, связанные с тренингом наслаждения. Первая заключается в том, что люди, обученные наслаждению, в своем стремлении расширить его рамки могут перешагнуть границу возможного (для них). Подобным образом, например, человек, получающий удовольствие от хорошо выполненной работы, может набрать себе столько работы, что не справится с нею. В определенной мере эта опасность устраняется умением концентрироваться на собственных эмоциях и вовремя остановиться «на грани возможного». Другая опасность состоит в том, что умение наслаждаться наличным состоянием, актуальной жизнью и извлекать из нее удовольствие может маскировать до поры до времени необходимость радикальных изменений в этой жизни и кардинальные меры в этом смысле могут запоздать. Потеря инициативы, которая в этом случае может возникнуть, компенсируется умением извлекать удовольствие из смелых экспериментов, новых занятий, из изменений. Ну и, конечно, нельзя преуменьшать опасность возникновения зависимости от определенных удовольствий, изменяющих организм и социальную жизнь не в лучшую сторону, препятствующих новым удовольствиям. Баланс аскетизма и гедонизма должен предохранить от этого. Консультация психолога поможет находить этот баланс. Напоследок упражнение для достижений: наслаждений и удовольствий в своей жизни:

Упражнение . ДАРИТЬ РАДОСТЬ.

 Материалы :

Желательно наличие у каждого участника немножко душевного тепла. 

Время.

Упражнение – одна неделя,

обсуждение –  на консультации психолога

Инструкция «В течение недели постарайтесь доставить максимум приятных чувств окружающим вас людям. Используйте для этого всю доброту, которую вы в себе найдете. Поверьте, меньше ее от этого не станет. Не расстраивайтесь, если люди начнут пугаться и отказываться от удовольствия. Вы сами так поступали «. 

Обсуждение «Что вам самим дало выполнение этого упражнения? Какие возникли трудности при его выполнении?»

  Всего хорошего Вам!